На мероприятиях «Ратоборцев» раннесредневековая конница начала развиваться, пожалуй, с 2009 года. Тогда впервые мы собрали сравнительно большой конный отряд, действовавший единым подразделением во время проведения манёвров и имевший собственную программу состязаний.

Тогда всадники набирались, что называется, по объявлению. Часть людей отсеялась со временем, а те, кто остался, сформировали прочный и дружный костяк конного отряда, который на «Временах и эпохах — 2016» насчитывал 14 всадников.

В начале нашего пути основу конных программ составляли групповые бои верхом (т. н. «меле», термин, пришедший из реконструкции высокого средневековья и прижившийся у нас) и упражнения с оружием разной степени сложности. Однако с 2010 года мы стали присматриваться и к различным традиционным конным играм, благо что материал имеется весьма богатый.

Начиналось всё с игры в «шапку». На поле несколько всадников, у одного из них на голове шапка. Задача прочих — эту шапку отобрать. Тот, кому это удалось, становится вóдой, и теперь все участники охотятся за ним.

Постепенно мастерство всадников росло. Немалую роль в этом сыграли ежегодные семинары в Храброво, где наша команда, состоящая из жителей разных городов, собиралась (и продолжает собираться), оттачивая навыки командной работы и обкатывая новые идеи и наработки.

Настало время присмотреться к более сложным играм.
Выбор пал на кек-беру (бузкаши, копкар, кок-бору и пр.), или козлодрание, традиционную игру народов средней Азии, которая процветает там и по сей день, несмотря на то, что истоки этой игры лежат в глубокой древности,

Правила могут несколько разниться в зависимости от того, где проходит игра.

Мы играем так: две команды всадников (обычно по пятеро) стоят в своём «доме» на двух противоположных концах поля. В каждом «доме» установлены ворота команды, шириной 1,5 метра.
После первого вбрасывания от каждой команды в поле выезжает по одному всаднику, они начинают борьбу за козла («улак»). После того как улак поднят, в игру вступают все остальные игроки. Задача команды завезти или забросить улак в ворота противника со стороны поля. Каждый занос приносит команде одно очко.
Во время игры всадники могут играть в пас, бороться за улак, прикрывать своих игроков, везущих улак, либо бороться с игроками-соперниками. Все всадники вооружены плетьми. Плеть («кумча») используется, чтобы бить игроков команды противника и досылать свою лошадь. Бить плетью лошадей команды противника запрещено. Также запрещается захватывать сбрую лошадей других игроков. Если во время игры улак упадёт на землю, матч не останавливается, и бороться за улака могут все игроки обеих команд. Атаковать игрока, который тянется за улаком, лежащим на земле, запрещено, но как только улак поднят до скакательного сустава лошади, игрок снова может быть атакован.
Игра делится на два тайма по 20 минут.

На «Временах и эпохах — 2016» было проведено два матча по козлодранию. В игре приняли участие все 14 всадников. Это довольно много для той небольшой и раскисшей от воды поляны, которая была у нас. Сначала мы вывели в игру всех, но потом снова вернулись к формату 5 на 5, чтобы избежать лишней толкотни.
По результатам двух матчей лучшим игроком был признан Егор Загребаев из пензенского клуба «Святогор».

Конечно, разница между опытными бойцами и новичками была видна сразу. Первый сход «Пенза против всех» был быстр и результат был предсказуем. Но после этого команды делились «на капитана», когда выбирались два командира, и они по очереди набирали себе игроков. Баланс сил выровнялся, и оставшиеся раунды прошли в напряжённой борьбе.

Впервые мы попробовали ввести в программу ещё одну древнюю и традиционную игру — исинди (от грузинского названия метательного копья).

Здесь задача игроков двух противостоящих команд заключалась в том, что нужно было поразить игрока команды противника метательным копьём — сулицей.

В начале игры обе команды располагались в своём «доме» на противоположных концах поля. В отличие от козлодрания, в исинди пересекать линию дома команды противника запрещено.
Раунд начинается с того, что один из игроков скачет к дому противника и броском своего копья «вызывает» противника, после чего разворачивается и скачет в свой дом. Как только копьё брошено — один из игроков противника бросается вдогонку за вызвавшим, стараясь поразить его своим копьём. Как только этот игрок бросил копьё — начинают преследовать уже его. И так по кругу, пока все игроки команды не бросят свои копья. На этом раунд заканчивается и подсчитываются очки.
За попадание в коня противника команде начисляется 1 очко. Тут нужно сразу сказать, что те копья, которыми мы играли, снабжены специальными наконечниками и попадание таким копьём безопасно как для лошади, так и для человека.
За попадание в игрока противника команда получает 2 очка.
За перехват на лету копья противника команда получает 3 очка.

Всего было проведено 4 раунда, и по результатам все участники высказали мнение, что наш игровой арсенал пополнился ещё одной отличной забавой! Надеюсь, что и зрителям понравилось не меньше.

В заключение можно смело утверждать, что программа конных игр фестиваля «Времена и эпохи — 2016» была реализована в полном объёме, ведь помимо игр, у нас, всё-таки, прошло и любимое нами меле, и состязания по работе с оружием, которые выиграл москвич Юрий Богунов.

Одним из главных достижений считаю то, что в строй встали новые всадники, которые не выступали на наших прошлых мероприятиях и не играли с нами.
Всё это вселяет надежду, что наше дело будет только крепнуть, а ряды — шириться.
А значит, в будущем нас ждут ещё более захватывающие матчи и новые интересные игры!

comments powered by HyperComments
Яндекс.Метрика